666

666

Уникальный снегоболотоход Мамонтенок - технические характеристики вездехода "Мамонтенок" и тест-драйв


Ассоциация Арктиктранс, машины которой неоднократно становились героями наших публикаций, специализируется на мелкосерийном производстве легких вездеходов на шинах сверхнизкого давления (пневматиках). Такой тип движителя не дает проваливаться на слабонесущих грунтах и оставляет в целости верхний слой почвы. 

Мамонтенок, имея снаряженную массу в 4,3 тонны, может перевозить в кузове до 2000 кг поклажи и, благодаря специальным шинам, даже при полной загрузке оказывает небольшое удельное давление на грунт.

ХВОСТ И ГОЛОВА

В этой машине применен постоянный полный привод с дифференциальной связью между осями. На передней части сочлененной рамы продольно установлен четырехцилиндровый атмосферный дизель Mercedes мощностью 72 л. с., пятиступенчатая коробка передач, раздаточная коробка с межосевым дифференциалом и дополнительный понижающий редуктор. Почти все узлы трансмиссии заимствованы у серийных грузовиков.
Сверху на головную часть машины установлен шестиместный, автономно отапливаемый жилой модуль, собранный из двух кабин от ГАЗ-66. 

А хвостовая часть вездехода предназначена для перевозки грузов. На ней могут быть смонтированы бортовая платформа, кунг, седельное сцепное устройство или любое другое технологическое приспособление, отвечающее конкретному назначению машины. Передняя и задняя секции ломающейся рамы складываются относительно друг друга в трех плоскостях. Горизонтальный излом обеспечивает машине движение по кривой "Голова" и "хвост" соединены между собой специальным поворотным устройством, обладающим тремя степенями свободы. 


Относительное перемещение двух секций рамы в горизонтальной плоскости позволяет машине поворачивать, а в вертикальной складываться при преодолении подъемов и спусков. Возможность "скручивания" помогает колесам каждой секции не терять контакт с грунтом на глубоком рельефе и избегать диагонального вывешивания. Так что в большинстве случаев из ям и рвов Мамонтенок выбирается без включения блокировки межосевого дифференциала.
Конечно же, транспортная схема с "ломающейся" рамой накладывает негативный отпечаток на характер управляемости, однако на скоростях до 50 км/ч с этим можно мириться.

ВЫГИБАЯ СПИНУ

Семидесятидвухсильный дизель на четырехтонной машине трудится по-ударному. Мощности и крутящего момента хватает для развития приемлемойтранспортной скорости и преодоления бездорожья, но вот оптимальными режимы работы силового агрегата назвать никак нельзя. Дело в том, что дизели вообще и безнаддувные дизели в частности очень не любят продолжительную работу на повышенных оборотах их стихия ограничена зоной, соответствующей максимальному крутящему моменту.


Подвеска всех четырех колес Мамонтенка зависимая. В качестве упругих элементов использованылистовые рессоры
А "пламенное сердце" Мамонтенка явно бьется с повышенным импульсом налицо перекрут, и этот надрыв непременно скажется на ресурсе. Впрочем, запас прочности трансмиссии позволяет агрегатировать ее и с более мощным мотором, развивающим сто сил и более. Но даже при сравнительно слабой энерговооруженности на бездорожье Мамонтенок выглядит сущим мамонтом! Езда по кочкам, канавам и буграм это скука. Складываясь во всех трех плоскостях и цепляясь протектором шин за грунт, машина медленно, но очень уверенно следует любой заданной траектории, а ограничением проходимости служат лишь дискомфортные ощущения седоков. Неподготовленный водитель вообще не может взять в толк, как это при такой высокой посадке вездеход умудряется выдерживать запредельные крены. Шарнир ломающейся рамы самый хитрый узел машины. Справа под кабиной герметичный понтон А чтобы понять, почему машина не заваливается на бок, достаточно бросить взгляд на хвостовую часть: благодаря шарнирному сочленению она постоянно работает "в противофазе", надежно откренивая "голову". И если прицеп загрузить, то удерживающий эффект будет проявляться еще сильнее.


Очень интересно ведут себя пневматики. Поворачиваем движок системы централизованного управления давлением и Мамонтенок заметно приседает на приспущенных шинах. Теперь можно переходить к водным процедурам.
Перевалив через небольшой снежный бруствер, четырехтонная машина проламывает лед замерзшего болота и, провалившись в мутную жижу, начинает ползти в сторону торчащих из-под снега камышей. Скорость невысокая, однако мягкие покрышки ловко крошат протектором кромку мешающего продвижению льда и не дают вездеходу увязнуть в липком месиве.
А вот и неизбежный в таких случаях сюрприз. Слишком поздно мы вспомнили, что донные поверхности искусственных водоемов на территории тракторного полигона в Чехове сплошь и рядом изрыты глубокими канавами. В одну из них спустя пять минут и угодил Мамонтенок. Зрелище жалкое: кабина на боку, левое переднее колесо в глубокой ловушке, "хвост" испуганно задран. Ощущение безысходности усиливал и тот факт, что путь к спасительному твердому грунту преграждал высокий и очень скользкий бруствер. 
.

.


Кажется, засели... Но вот гдераму в проявились особенности компоновки! Выгибая "спину" и поочередно складывая разные стороны, вездеход начинает ерзать на месте, пытаясь развернуться поперек подводного препятствия. Задача не из легких: при слишком резких движениях "голова" вновь и вновь проваливается в омут, и приходится начинать все сначала. Но он вылез! Во время очередной попытки развернуться Мамонтенок сумел зацепиться увязнувшим колесом за край канавы и, вытащив "голову" из болотного плена, вернулся в горизонтальное положение.
Но мы, честно говоря, не слишком-то испугались. Потому что Мамонтенок умеет плавать. В зависимости от скорости и направления ветра вращающиеся в воде колеса могут разогнать машину до скорости 5 км/ч, а необходимый запас положительной плавучести помогают обеспечить прикрепленные к раме понтоны.
:

·